МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

                                                                                 

                                                УТВЕРЖДАЮ

                                                Заместитель министра образования

                                                Российской Федерации

                                               

                                                    ___________________ В.Д. Шадриков

                                                                                                  

                                                 «_17_»__03________2000 г.

 

                                             

                                                 Номер  государственной  регистрации

 

                                                     _________182эк/сп_________

 

 

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Специальность – 060600 Мировая экономика

Квалификация: экономист

 

Вводится с момента утверждения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва -  2000

 


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

060600 «МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА»

 

            1.1.      Специальность утверждена приказом Министерства образования  Российской Федерации № 686 от 02.03.2000 г.

1.2.      Квалификация выпускника – экономист. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки экономиста при очной форме обучения - 5 лет.

            1.3.      Квалификационная характеристика выпускника.

Профессиональная деятельность специалиста осуществляется во внешнеэкономической, в валютно-кредитной и финансовой сферах как на национальном, так и на международном уровнях и направлена на профессиональное обслуживание предпринимательской деятельности всех правовых форм собственности, сферы госбюджета и внебюджетных институциональных структур, экономических служб предприятий и организаций, на должностях, требующих высшего экономического образования, согласно квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному постановлением Минтруда России от 21.08.98 г. № 37.

Специалист должен на основе профессиональных знаний обеспечить формирование и использование информации об активах, обязательствах, доходах и расходах предприятий, организаций, учреждений и т. д. (далее - объектов) и тем самым способствовать рациональной организации финансово-экономических отношений объектов, содействовать защите экономических интересов и собственности физических и юридических лиц.

            1.4.      Возможности продолжения образования выпускника.

Экономист, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности “Мировая экономика”,  подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.

 

2.   ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА

 

            2.1.      Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее (полное) общее образование.

            2.2.      Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования или высшем профессиональном образовании.

 

3.    ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА  ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060600 “МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА”

 

3.1. Основная образовательная программа экономиста по специальности “Мировая экономика” разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки экономиста по специальности “Мировая экономика”, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки экономиста по специальности “Мировая экономика” состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4.      Основная образовательная программа подготовки экономиста по специальности “Мировая  экономика” должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

цикл ГСЭ

цикл ЕН

цикл ОПД

цикл СД

цикл ФТД

- Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины.

- Общие математические и естественнонаучные дисциплины.

- Общепрофессиональные дисциплины

-  Специальные дисциплины

-  Факультативы.

 

3.5. Содержание регионального компонента основной образовательной программы подготовки экономиста по специальности “Мировая экономика” должно обеспечить подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

 

 

4.ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЭКОНОМИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060600 “МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА”

 

 

Индекс

Наименование дисциплин и  их основные разделы

Всего часов

1

2

3

ГСЭ

ОБЩИЕ ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

1800

ГСЭ.Ф.00

Федеральный  компонент                                                

 

1260

ГСЭ.Ф.01

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК   (ОСНОВНОЙ)                    

Развитие базовых навыков и умений иноязычного общения: участие в диалоге/беседе по содержанию прочитанного или прослушанного текста; владение речевым этикетом повседневного общения (знакомство, выражение просьбы, согласия, несогласия, выражение собственного мнения по поводу полученной информации и др.); сообщение информации страноведческого и общеэкономического характера; чтение с различными целями страноведческой и общеэкономической  литературы; умение фиксировать информацию, полученную при чтении (составление планов, тезисов, аннотаций, рефератов); понимание иноязычной речи в различных ситуациях повседневного и  делового общения; реализация на письме коммуникативных намерений (запрос сведений/данных, информирование, выражение просьбы, согласия, несогласия, извинения, благодарности).

           

340

ГСЭ.Ф.02.

ФИЗИЧЕСКАЯ  КУЛЬТУРА

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; ее социально-биологические основы; физическая культура и спорт как социальные феномены общества; законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте; физическая культура личности; основы здорового образа жизни студента; особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности; общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания; спорт; индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений; профессионально-прикладная физическая подготовка  студентов; основы методики  самостоятельных  занятий  и самоконтроль за состоянием своего организма.

 

408

ГСЭ.Ф.03.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Сущность, формы, функции исторического знания; методы и источники изучения истории; понятия и классификация исторического источника; отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное; методология и теория исторической науки; история России – неотъемлемая часть всемирной истории; античное наследие в эпоху Великого переселения народов; проблема этногенеза восточных славян; основные этапы становления государственности; Древняя Русь и кочевники; византийско-древнерусские связи; особенности социального строя Древней Руси; этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности; принятие христианства; распространение ислама; эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв.; социально-политические изменения в русских землях в XII-XV вв.; Русь и Орда: проблемы взаимовлияния; Россия и средневековые государства Европы и Азии; специфика формирования единого российского государства; возвышение Москвы; формирование сословной системы организации общества; реформы Петра I; век Екатерины; предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма; дискуссии о генезисе самодержавия; особенности и основные этапы экономического развития России;   эволюция форм собственности на землю; структура феодального землевладения; крепостное право в России; мануфактурно-промышленное производство; становление индустриального общества в России: общее и особенное;  общественная мысль и особенности общественного движения России XIX века; реформы и реформаторы в России; русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру; роль XX столетия в мировой истории; глобализация общественных процессов; проблемы экономического роста и модернизации; революции и реформы; социальная трансформация общества; столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма; Россия в начале XX века; объективная потребность индустриальной модернизации России; российские реформы в контексте общемирового развития в начале века; политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика; Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса; революция 1917 года; гражданская война и интервенция, их результаты и последствия; российская эмиграция; социально-экономическое развитие страны в 20-е годы; НЭП; формирование однопартийного политического режима; образование СССР; культурная жизнь страны в 20-е годы; внешняя политика; курс на строительство социализма в одной стране и его последствия; социально-экономические преобразования в 30-е годы; усиление режима личной власти Сталина;  сопротивление сталинизму; СССР накануне и в начальный период второй мировой войны; Великая отечественная война; социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы; холодная война; попытки осуществления политических и экономических реформ; НТР и ее влияние на ход общественного развития; СССР в середине 60–80-х гг.: нарастание кризисных явлений; Советский Союз в 1985-1991 гг.; перестройка; попытка государственного переворота в 1991 году и ее провал; распад СССР; Беловежские соглашения; октябрьские события 1993 г.; становление новой российской государственности (1993-1999 гг.); Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации; культура в современной России; внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

 

 

ГСЭ. Ф.04.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Структура и состав современного культурологического знания; культурология и философия культуры, культурная антропология; культурология и история культуры; теоретическая и прикладная культурология; методы культурологических исследований; основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация; типология культур; этническая  и национальная, элитарная и массовая культуры; восточные и западные типы культур; специфические и "серединные" культуры; локальные культуры; место и роль России в мировой культуре; тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе; культура и природа; культура и общество; культура и глобальные проблемы современности; культура и личность.

 

 

ГСЭ.Ф.05.

ПОЛИТОЛОГИЯ

Объект, предмет и метод политической науки; функции политологии; политическая жизнь и властные отношения; роль и место политики в жизни современных обществ; социальные функции политики; история политических учений; российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика; современные политологические школы; гражданское общество, его происхождение и особенности; особенности становления гражданского общества в России; институциональные аспекты политики; политическая власть; политическая система; политические режимы, политические  партии, электоральные системы; политические отношения и процессы; политические конфликты и способы их разрешения; политические технологии; политический менеджмент; политические организации и движения; политические элиты; политическое лидерство; социокультурные аспекты политики; мировая политика и международные отношения; особенности мирового политического процесса; национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации; методология познания политической реальности; парадигмы политического знания; политическая  аналитика и прогностика.

 

 

ГСЭ.Ф.06.

ПРАВОВЕДЕНИЕ

Основные понятия права; право и его роль в современном обществе; право и экономика; норма права и нормативно-правовые акты; основные правовые системы современности; источники российского права; закон и подзаконные акты; система российского права; отрасли права; международное право как особая отрасль права; правонарушение и юридическая ответственность; значение законности и правопорядка в современном обществе; правовое государство; Конституция Российской Федерации – Основной закон  государства; особенности федеративного устройства России; система органов государственной власти в Российской Федерации; понятие гражданского правоотношения; физические и юридические лица; право собственности; обязательства; договорные правоотношения; административные правонарушения и административная  ответственность; понятие преступления; уголовная ответственность за совершение преступлений.

 

 

ГСЭ.Ф.07.

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

 Психология: предмет, объект и методы психологии; место психологии в системе наук; история развития психологического знания и основные направления в психологии; индивид, личность, субъект, индивидуальность; психика и организм;  психика, поведение и деятельность; основные функции психики; развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза; психология личности; структура психики; соотношение сознания и бессознательного; основные психические процессы; структура сознания; познавательные процессы; ощущение; восприятие; представление; воображение; мышление и интеллект; творчество; внимание; эмоции; психическая регуляция поведения и деятельности; общение и речь; межличностные отношения; психология малых групп; межгрупповые отношения и взаимодействия. Психология делового общения: личность, психологические типы, архетип, взаимодействие, перцепция, коммуникация, конформизм, нонконформизм, референтная группа, атрибуция, идентификация, эмпатия, рефлексия, стереотипы, вербальная и невербальная коммуникация, конфликт, этические нормы общения; национально-психологические типы; универсальные этические и психологические нормы и принципы; психология и общество; психология и труд; экономическая, правовая психология; модели политической психологии: федеральный и региональный аспект; психология глобальных проблем современности; психология и личность: телесная психология и психология повседневности, профессиональная психология, психология и культура ноосферного мышления; деловые переговоры: их характер, определение целей, организация, методы и навыки ведения деловых переговоров; способы оценки достигнутых в процессе переговоров соглашений. Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики; основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача; образование как общечеловеческая ценность; образование как социокультурный феномен и педагогический процесс; образовательная система России; цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования; педагогический процесс; образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения; воспитание в педагогическом процессе; общие формы организации учебной деятельности;  урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация; методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом; семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности; управление образовательными системами.

 

 

ГСЭ.Ф.08.

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Стили современного русского языка; языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка; речевое взаимодействие; основные единицы общения; устная и письменная разновидности русского языка; нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; функциональные стили современного русского языка; взаимодействие функциональных стилей; научный стиль; специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи; речевые нормы учебной и научной сфер деятельности; официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие; языковые формулы официальных документов; приемы унификации языка служебных документов; интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи; язык и стиль распорядительных документов; язык и стиль коммерческой корреспонденции; язык и стиль инструктивно-методических документов; реклама в деловой речи; правила оформления документов;  речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация  и отбор языковых средств в публицистическом стиле;  особенности устной публичной речи; оратор и его аудитория; основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи; основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов; словесное оформление публичного выступления; понятливость, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка; условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи; основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

 

 

ГСЭ.Ф. 09.

СОЦИОЛОГИЯ

Социально-философские предпосылки развития социологии как науки; классические социологические теории; современные социологические теории и законы, их связь с экономическими законами; русская социологическая мысль; общество и социальные институты; мировая система и процессы глобализации; социальные группы, общности, слои; виды общностей; общность и личность; малые группы и коллективы; социальная организация; социальные движения; социальное неравенство, социальная структура общества, стратификация и социальная мобильность; социальный статус и социальная роль; социальное взаимодействие и социальные отношения; сознание и поведение личности и групп; общественное мнение как социальный институт; культура как фактор социальных изменений; взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры; социальные аспекты развития рынка; личность как социальный тип; социальный контроль и девиация; личность как деятельный субъект; социальные изменения; социальные революции, конфликты и реформы; концепция социального прогресса; место России в мировом сообществе; методология и методика социологического исследования.

 

 

ГСЭ.Ф.10.

ФИЛОСОФИЯ

Предмет философии; место и роль философии в культуре; становление философии; основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития; структура философского знания; учение о бытии; монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия; понятия материального и идеального; пространство, время; движение и развитие, диалектика; детерминизм и индетерминизм; динамические и статистические закономерности; научные, философские и религиозные картины мира; человек, общество, культура; человек и природа; общество и его структура; гражданское общество и государство; человек в системе социальных связей; человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость; формационная и цивилизационная концепции общественного развития; смысл человеческого бытия; насилие и ненасилие; свобода и ответственность; мораль, справедливость, право; нравственные ценности; представления о совершенном человеке в различных культурах; эстетические ценности и их роль в человеческой жизни; религиозные ценности и свобода совести; сознание и познание; сознание, самосознание и личность; познание, творчество, практика; вера и знание; понимание и объяснение; рациональное и иррациональное в познавательной деятельности; проблема истины; действительность, мышление; логика и язык; искусство спора; основы логики; научное и вненаучное знание; критерии научности; структура научного познания, его методы и формы; рост научного знания; научные революции и смены типов рациональности; наука и техника; будущее человечества; глобальные проблемы современности; взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

 

 

ГСЭ.Ф.11

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Общая экономическая теория. Экономические агенты (рыночные и нерыночные), собственность и хозяйствование: структура прав, передача прав, согласование обязанностей, экономические интересы, цели и средства, проблема выбора оптимального решения, экономическая стратегия и экономическая политика, конкуренция и ее виды; экономические блага и их классификации, полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ, фактор времени и дисконтирование, потоки и запасы, номинальные и реальные величины; кругообороты благ и доходов; затраты и результаты: общие, предельные и средние величины; альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей); экономические ограничения: граница производственных возможностей, компромисс общества между эффективностью и равенством, компромисс индивида между потреблением и досугом; экономические риски и неопределенность; внешние эффекты (экстерналии); краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе; метод сравнительной статики, показатели эластичности. Микроэкономика. Закон предложения, закон спроса, равновесие, рынок, равновесная цена; излишки потребителя и производителя, теории поведения потребителя и производителя (предприятия); монополия, естественная монополия, ценовая дискриминация; олигополия, монополистическая конкуренция, барьеры входа и выхода (в отрасли); сравнительное преимущество; производственная функция, факторы производства, рабочая сила, физический капитал; инфляция и безработица; рынки факторов производства, рента, заработная плата; бюджетное ограничение, кривые безразличия, эффект дохода и эффект замещения. Понятие предприятия; классификация, внешняя и внутренняя среда, диверсификация, концентрация и централизация производства; открытие и закрытие предприятий, санация и банкротство; валовые выручка и издержки; прибыль бухгалтерская и экономическая, чистый денежный поток, приведенная (дисконтированная) стоимость, внутренняя норма доходности; переменные и постоянные издержки; общие, средние и предельные величины выручки и издержек, эффективности; отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная); неопределенность: технологическая, внутренней и внешней среды, риски, страхование, экономическая безопасность. Макроэкономика. Общественное воспроизводство, резидентные и нерезидентные институциональные единицы; макроэкономические показатели: валовой внутренний продукт (производство, распределение и потребление), личный располагаемый доход, конечное потребление, модели потребления, сбережения, инвестиции (валовые и чистые); национальное богатство, отраслевая и секторальная структуры национальной экономики, межотраслевой баланс; теневая экономика; равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (модель AD-AS), мультипликатор автономных расходов; адаптивные и рациональные ожидания, гистерезис; денежное обращение (М.Фридман), сеньораж, количественная теория денег, классическая дихотомия; государственный бюджет, его дефицит и профицит, пропорциональный налог, прямые и косвенные налоги, чистые налоги; закрытая и открытая экономика, фиксированный и плавающий курсы валюты, паритет покупательной способности; макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка (модель IS-LM): сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства; стабилизационная политика; технологические уклады и "длинные волны"; теории экономического роста и экономического цикла; "золотое правило накопления". Переходная экономика: либерализация цен, приватизация собственности, инфраструктура хозяйствования, структурная перестройка экономики, влияние глобализации на выбор стратегии национальной экономики. История экономических учений: особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксизм). Формирование и эволюция современной экономической мысли: маржиналистская революция, австрийская школа, неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализм. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки в России, научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов, А.В.Чаянова в изучение крестьянского хозяйства и Н.Д. Кондратьева в понимание экономической динамики; традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович).

 

 

ГСЭ.Р.00

Региональный (вузовский) компонент

 

270

ГСЭ.В.00

Дисциплины и курсы по выбору  студента, устанавливаемые вузом (факультетом)                        

 

270

ЕН

ОБЩИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

1400

ЕН.Ф.00

Федеральный компонент.

 

1120

ЕН.Ф. 01.

МАТЕМАТИКА                                                     

Линейная алгебра с элементами аналитической геометрии: операции над векторами и матрицами; системы линейных алгебраических уравнений; определители и их свойства; собственные значения матриц; комплексные числа; прямые и плоскости в аффинном пространстве; выпуклые множества и их свойства.; математический анализ и дифференциальные уравнения: предел последовательности и его свойства; предел и непрерывность функции; экстремумы функций нескольких переменных; неопределенный и определенный интегралы; числовые и степенные ряды; дифференциальные уравнения первого порядка; линейные дифференциальные уравнения с постоянными коэффициентами. Теория вероятностей и математическая статистика: случайные события; частота и вероятность; основные формулы для вычисления вероятностей; случайные величины; числовые характеристики дискретной и непрерывной случайных величин; нормальный закон распределения; генеральная совокупность и выборка; оценки параметров; корреляция и регрессия. Экономико-математические методы: линейное и целочисленное программирование; графический метод и симплекс-метод решения задач линейного программирования; динамическое программирование; рекуррентные соотношения Беллмана; математическая теория оптимального управления; матричные игры; кооперативные игры; игры с природой; плоские графы; эйлеровы графы; гамильтоновы графы; орграфы; сетевые графики; сети Петри; марковские процессы; задачи анализа замкнутых и разомкнутых систем массового обслуживания. Экономико-математические модели: функции полезности; кривые безразличия; функции спроса; уравнение Слуцкого; кривые “доход-потребление”; кривые “цены-потребление”; коэффициенты эластичности; материальные балансы; функции выпуска продукции; производственные функции затрат ресурсов; модели поведения фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции; модели общего экономического равновесия; модель Эрроу-Гурвица; статистическая и динамическая модели межотраслевого баланса; общие модели развития экономики; модель Солоу.

 

600

ЕН.Ф.02.

ИНФОРМАТИКА

Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; инструментарии решения функциональных задач; алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня, базы данных; программное обеспечение ЭВМ и технологии программирования; локальные и глобальные сети ЭВМ; основы и методы защиты информации; компьютерный практикум.

 

200

ЕН.Ф. 03

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ

Экономическая информация как часть информационного ресурса общества; информация и информационные процессы в организационно-экономической сфере; технология и методы обработки экономической информации; роль и место автоматизированных информационных систем в экономике; проектирование автоматизированных информационных систем; функциональные и обеспечивающие подсистемы; роль и место специалиста экономического профиля на стадиях жизненного цикла создания, развития и эксплуатации информационной системы; интеллектуальные технологии и системы; применение интеллектуальных технологий в экономических системах; основные принципы построения и использования автоматизированных систем во внешнеэкономической деятельности; телекоммуникационные технологии в экономических информационных системах.

 

 

ЕН.Ф.04.

ЭКОНОМЕТРИКА

Линейная модель множественной регрессии; метод наименьших квадратов (мнк); свойства оценок мнк; показатели качества регрессии; линейные регрессионные модели с гетероскедастичными и автокоррелированными остатками; обобщенный метод наименьших квадратов (омнк); регрессионные модели с переменной структурой (фиктивные переменные); нелинейные модели регрессии и их линеаризация; характеристики временных рядов; модели стационарных и нестационарных временных рядов, их идентификация; система линейных одновременных уравнений; косвенный, двухшаговый и трехшаговый метод наименьших квадратов.

 

ЕН.Ф.05.

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; корпускулярная и континуальная  концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и  статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность  веществ; внутреннее строение и история геологического развития Земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая  оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма.

 

 

ЕН.Р.00

Региональный (вузовский) компонент

 

140

ЕН.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом (факультетом)                           

 

 

140

ОПД

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2500

ОПД.Ф.00

Федеральный компонент

 

2060

ОПД.Ф.01

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ)

Практическое владение навыками и умениями иноязычного общения: участие в беседах и переговорах профессионального характера, выражение обширного реестра коммуникативных намерений (информирование, пояснение, уточнение, совет, аргументирование, инструкция, иллюстрирование и др); владение всеми видами монологического высказывания, в том числе таким видом, как презентация, понимание высказываний и сообщений профессионального характера;  зрелое владение всеми видами чтения оригинальной литературы разных функциональных стилей и жанров; умение вести деловую переписку, готовить рабочую документацию, тезисы, доклады, отчеты и др.; умение делать перевод информации профессионального характера с иностранного языка на русский и с русского языка на иностранный.

        Второй иностранный язык. Формирование и развитие навыков и умений иноязычного общения: чтение с различными целями оригинальной страноведческой и специальной литературы; участие в беседе повседневного и профессионального характера; умение сообщать и понимать информацию профессионального и делового характера; умение вести деловую переписку.

 

1460

ОПД.Ф.02.

ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ  (ПРЕДПРИЯТИЙ)

Структура национальной экономики: сферы, сектора, комплексы, отрасли; предприятие - основное звено экономики; предприятие и предпринимательство в рыночной среде; типы предприятий; производственная и организационная структура предприятий; типы производства; организация производственного процесса; инфраструктура предприятий; уставный капитал и имущество предприятий; основной капитал, его оценка; оборотные средства, их состав, классификация, оборачиваемость; трудовые ресурсы: их состав, управление; организация, нормирование и оплата труда; рынок труда; экономическая и функциональные стратегии, их типы, факторы выбора; разработка маркетинговой и товарной стратегии; теория оптимального объема выпуска продукции; производственная программа и мощность; издержки производства и себестоимость продукции; смета и калькуляция затрат; ценовая политика на различных рынках; качество и конкурентоспособность; стандарты и системы качества; инновационная и инвестиционная политика; подготовка нового производства; виды деятельности предприятия; производственное планирование и бизнес-план предприятия; оценка эффективности хозяйственной деятельности и состояния баланса.

 

 

ОПД.Ф.03.

МЕНЕДЖМЕНТ

Особенности современной российской экономики и необходимость совершенствования организации управления в России; понятие, сущность, цели, задачи и основные функции менеджмента; опыт менеджмента за рубежом; возможности и пути его использования в России; специфика менеджмента в России; цели и задачи управления предприятием; методы обоснования, принятия и реализации управленческих решений; внутренняя и внешняя среда предприятия; использование мировых информационных ресурсов в менеджменте; система коммуникаций; стратегический менеджмент; разработка и реализация перспективных и текущих планов; основные качества менеджера; работа менеджера; создание системы мотивации труда: организация контроля за деятельностью подчиненных; контроллинг; инновационная программа менеджера; управление рисками; особенности работы менеджеров в кризисной ситуации; этика делового общения; управление конфликтами; психология менеджмента; управление экономическими отношениями предприятия; особенности международного менеджмента.

 

 

ОПД.Ф.04.

МАРКЕТИНГ

Понятие и сущность маркетинга, его цели, принципы и функции; информационное обеспечение маркетинга на базе мировых информационных ресурсов; стратегия и система маркетинга; их особенности в России; исследования рынка; разработка продукции; особенности ценообразования в маркетинге; продвижение продукции; реклама; маркетинговый контроль; маркетинг в системе контроллинга; организация и деятельность маркетинговой службы предприятия; маркетинговые коммуникации; международный маркетинг; специфика маркетинговой деятельности российских предприятий на внешних рынках.

 

 

ОПД.Ф.05.

СТАТИСТИКА

Теория статистики: предмет, метод, задачи и организация, статистическое измерение, методы сплошного и выборочного наблюдения социально-экономических явлений и процессов, статистические группировки, методы обработки и анализа статистической информации, метод средних величин, вариационный анализ, корреляционный, индексный методы анализа, анализ рядов динамики, многомерный статистический анализ, статистические методы моделирования и прогнозирования социально-экономических явлений и процессов; социально-экономическая статистика: статистика населения, системы статистических показателей отраслей и секторов экономики, статистика рынка труда, статистика национального богатства, анализ эффективности функционирования предприятий и организаций, экономической конъюнктуры, статистические методы исследования уровня жизни населения; система национальных счетов: статистическая методология построения национальных счетов, балансов и системы показателей, характеризующих экономические процессы на макроуровне; статистика финансов: методология финансово-экономических расчетов и их использование  в статистическом анализе, статистика  государственных финансов, системы статистических показателей финансовой деятельности предприятий и организаций, статистические показатели  денежного обращения, инфляции и цен, банковской и биржевой деятельности, страхования, налогов и налогообложения; международная статистика, платежный баланс и его использование для анализа международных финансовых связей.

 

 

ОПД.Р.00.

Региональный (вузовский)  компонент

 

340

ОПД.В.00.

Дисциплины и курсы по выбору студента,

устанавливаемые вузом (факультетом)               

 

100

СД.00.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2058

СД.01.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Современное мировое хозяйство, понятие, структура, субъекты и тенденции развития; международное разделение труда; теории мировой экономики; глобализация мирового хозяйства; ресурсная база мирового хозяйства; глобальные проблемы в мировом хозяйстве; классификация стран по экономическому потенциалу и уровню социально-экономического развития; неравномерность экономического развития в современном мировом хозяйстве; региональная интеграция; место России в современном мировом хозяйстве; перспективы развития мирового хозяйства.

 

 

СД.02.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СД.03

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Система современных международных экономических отношений и их основные формы; международное движение  товаров, услуг и факторов производства; мировой рынок и его конъюнктура; современные теории международной торговли; географическая и товарная структура международной торговли; внешнеторговый баланс; ценообразование в международной торговле; государственное регулирование внешней торговли, тарифные и нетарифные методы; международное регулирование торговли; роль ГАТТ/ВТО  в регулировании международной торговли; внешняя торговля России: динамика, структура и формы государственного регулирования; международный рынок услуг; международное движение капитала, сущность, структура и динамика; вывоз предпринимательского и ссудного капитала, прямые и портфельные инвестиции; государственное и межгосударственное регулирование движения  капитала; транснациональные корпорации; свободные экономические зоны; иностранные инвестиции в России и их регулирование; вывоз капитала из России; кризис внешней задолженности и пути его урегулирования; международные валютно-расчетные отношения; платежный и расчетный балансы; международный рынок рабочей силы, современные формы и тенденции его развития; регулирование международной трудовой миграции; интеграционные  процессы  в мировом  хозяйстве, формы интеграционных объединений; Европейский Союз; международные экономические организации (системы ООН, региональные  организации); Россия в системе современных  международных экономических отношений.

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫЕ  ОТНОШЕНИЯ

Валютные отношения как форма экономических отношений; валютные системы; эволюция мировой валютной системы; золото и его роль в мировой валютной системе; балансы международных расчетов, платежный баланс страны; валютные рынки, их организация, участники и функции; валютный курс как  экономическая категория, многофакторность формирования валютного курса; валютная политика  и ее формы; валютная политика отдельных стран (промышленно развитых, развивающихся, России, стран СНГ); валютные операции; валютные риски и методы их страхования; международные расчеты и их основные формы; международный кредит; его формы; мировой рынок ссудных капиталов; рынок евровалют; международные валютно-кредитные и финансовые организации (системы ООН, региональные); перспективы развития мировой валютной системы и ее компонентов в начале третьего тысячелетия.

 

 

СД.04.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Содержание и функции бухгалтерского учета; объекты, предмет и метод бухгалтерского учета; балансовое обобщение, система бухгалтерских счетов, двойная запись; первичное наблюдение, документация, учетные регистры; инвентаризация и инвентарь; методы стоимостного измерения; формы бухгалтерского учета; основы бухгалтерской (финансовой) отчетности; организация бухгалтерского учета; нормативное регулирование бухгалтерского учета; пользователи бухгалтерской информации; цели и концепции финансового учета; принципы финансового учета, организационно-правовые особенности предприятий и их влияние на постановку финансового учета в хозяйствующих субъектах; основное содержание и порядок ведения учета: денежных средств, дебиторской задолженности, инвестиций в основной капитал, основных средств, арендованного имущества, нематериальных активов, долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, производственных запасов, текущих и долгосрочных обязательств, капитала, фондов и резервов, издержек хозяйственной деятельности, готовой продукции, работ, услуг и их реализации, финансовых результатов и использования прибыли, хозяйственных операций на забалансовых счетах; содержание и порядок составления финансовой отчетности; выбор и проектирование систем учета и контроля затрат в организациях; учет и контроль издержек производства и продаж продукции по видам расходов, местам формирования, центрам ответственности; учет и распределение затрат по объектам калькулирования; маржинальный доход; методы калькулирования как базы ценообразования, использование данных управленческого учета для анализа и обоснования решений на разных уровнях управления.

 

 

СД. 05.

ОСНОВЫ  АУДИТА

Роль аудита в развитии функции контроля в условиях рыночной экономики; задачи, направления аудиторских проверок, состав пользователей материалов аудиторских заключений, их направленности и содержания; отличие аудита от других форм экономического контроля: ревизии, финансового контроля, судебно-бухгалтерской экспертизы; организация аудита  и методы нормативного регулирования аудиторской деятельности; виды  аудиторских проверок и аудиторских услуг; роль международных и  национальных стандартов в развитии и совершенствовании аудиторской деятельности; сущность и методы обеспечения качества аудиторских проверок; профессиональная этика аудитора; основные этапы, техника и технология  проведения аудиторских проверок; планирование и программа аудита; понятие существенности и риска в процессе аудиторской проверки, методы минимизации и обеспечения приемлемой величины аудиторского риска; система организации внутреннего контроля и ее влияние на величину аудиторского риска; аудиторская выборка; аудиторские доказательства и документы; порядок подготовки аудиторского заключения; особенности  организации аудиторской деятельности при сопровождающем (консультационном) аудите; особенности технологии аудиторских проверок в организациях разных отраслей, организационно-производственной структуры и  правовых форм;  выбор основных направлений аудиторской проверки; роль финансового анализа в аудиторской  деятельности: оценка финансового состояния, платеже- и кредитоспособности  организации;  виды и порядок подготовки аудиторских заключений.

 

 

СД. 06.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Роль комплексного анализа в управлении; содержание финансового и управленческого анализа и последовательность его проведения; структура комплексного бизнес-плана и роль анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей; виды, направления и основные методы  анализа; приемы экономического  анализа; анализ в системе маркетинга; анализ и управление объемом производства и продаж; обоснование формирования и оценка эффективности ассортиментных программ; анализ обновления продукции; анализ качества продукции; анализ технико-организационного уровня и других условий  производства; анализ технической оснащенности производства, возрастного состава основных фондов; анализ и оценка уровня организации производства и  управления; жизненный цикл изделия, техники и технологии и учет его влияния на анализ организационно-технического уровня; анализ и управление затратами и себестоимостью продукции; анализ использования  производственных ресурсов; особенности анализа прямых  переменных и постоянных затрат;  комплексная оценка резервов производства; финансовые результаты коммерческой организации и методы их  анализа;  анализ эффективности капитальных и финансовых вложений  (инвестиционный анализ);  финансовое состояния коммерческой организации и  методы его анализа; анализ финансовой устойчивости, кредито- и  платежеспособности организации; методы комплексного анализа и оценка бизнеса; методики  рейтингового анализа.

 

 

 

СД. 07.

ФИНАНСЫ

Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства; основы использования финансов в общественном воспроизводстве; финансовая политика; управление финансами; финансовое планирование и прогнозирование; финансовый контроль; финансовая система страны, ее сферы и звенья; принципы организации финансов экономических субъектов в разных сферах деятельности; основы функционирования финансов коммерческих предприятий; финансы организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; страхование как финансовая категория, ее специфика; сферы, отрасли (пенсионное, медицинское и др.) и формы страхования, их особенности; государственные и муниципальные финансы, влияние на их организацию функциональных особенностей и уровней управления; бюджетная система страны, модели ее построения в федеративных и унитарных государствах; бюджетное устройство и бюджетный процесс; государственный и муниципальный кредит; внебюджетные фонды; воздействие финансов на экономику и социальную сферу; усиление влияния финансовых рычагов и стимулов по мере развития рыночных отношений, пути  повышения их эффективности; роль финансов в развитии международного сотрудничества; финансы и глобализация экономики; особенности функционирования финансовых систем в экономически развитых странах.

 

 

СД.08 .

ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ

Необходимость и предпосылки  возникновения и применения денег; сущность и функции денег; роль и развитие денег в условиях рыночной экономики;  виды денег и их особенности; денежный оборот и его структура; выпуск денег в хозяйственный оборот; наличноденежный оборот и денежное обращение; законы денежного обращения и методы государственного регулирования денежного оборота; теории денег; безналичный денежный оборот и система безналичных расчетов; понятие денежной системы страны, генезис ее развития; бумажные и кредитные деньги, закономерности их обращения; причины и сущность инфляции, формы ее проявления; закономерности инфляционного процесса; регулирование инфляции: методы, границы, противоречия; денежные системы  отдельных стран; валютные отношения и валютная система: понятие, категории, элементы и эволюция; платежный и  расчетный баланс страны в системе валютного регулирования; необходимость кредита; сущность кредита;  функции и законы кредита; формы и виды кредита; роль и границы кредита; кредит в международных экономических отношениях; ссудный процент и его роль; основы формирования уровня ссудного процента; границы ссудного процента и источники его уплаты; возникновение и сущность банков, их функции и роль в развитии экономики; понятие банковской системы, ее элементы;  виды банков; центральные банки и основы их деятельности; функции центральных банков; основы денежно-кредитной политики; коммерческие банки и их деятельность (операции и услуги); международные финансовые  и кредитные институты.

 

 

СД.09

РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

Рынок ценных бумаг как альтернативный источник финансирования экономики; понятие ценной бумаги; история появления ценных бумаг; классические виды ценных бумаг и их характеристика (акции, частные облигации, государственные ценные бумаги); производные ценные бумаги и их характеристика (конвертируемые акции и облигации, варранты, опционы и фьючерсы); финансовые инструменты на рынке ценных бумаг (векселя, депозитные, сберегательные, инвестиционные сертификаты, секьюритизация частных долгов); международные ценные бумаги  (евроноты, еврооблигации, евроакции); рынок ценных бумаг и его структура (западная модель); первичный рынок ценных бумаг и его характеристика; методы размещения ценных бумаг; участники первичного внебиржевого рынка ценных бумаг; вторичный биржевой (фондовая биржа); организационная структура и функции фондовой биржи; профессиональные участники биржи; основные операции и сделки на бирже; биржевая информация (биржевые индексы и их характеристика); этика на фондовой бирже; биржевые крахи и потрясения; “уличный” рынок ценных бумаг и характеристика его деятельности; участники вторичного рынка; брокерские компании (организация, функции, механизм операций); торговая регистрация, сопоставление и расчетный процесс; механизм принятия решений на рынке ценных бумаг (фундаментальный и технический анализ); эмиссия ценных бумаг; депозитарно-регистрационный механизм рынка ценных бумаг; система государственного регулирования рынка ценных бумаг: органы государственного надзора, законодательно-правовая база регулирования, национальные особенности регулирования рынка;  инвестиционная деятельность кредитно-финансовых институтов на рынке ценных бумаг (западная и российская модели) – банков, страховых компаний, инвестиционных компаний, пенсионных фондов и прочих институтов; рынок ценных бумаг Российской Федерации; история и необходимость создания рынка; виды ценных бумаг и финансовых инструментов; структура рынка ценных бумаг и его основные тенденции развития; участники рынка; основные операции на рынке; государственное регулирование рынка ценных бумаг в России; влияние азиатского кризиса и дефолта на российский рынок ценных бумаг.

 

 

СД.10

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Экономическая сущность налогов; функции налогов; элементы налога и их характеристика; принципы и методы налогообложения; способы уплаты налогов; налоговая система; особенности построения налоговой системы в России, промышленно развитых и развивающихся государствах; классификация налогов; налоговый механизм; налоговый контроль; налоговая политика: налоговое регулирование и особенности его регулирования в  России и зарубежных странах; налог на прибыль организаций; особенности налогообложения отдельных видов  доходов организации, прибыли кредитных и страховых организаций, иностранных  юридических лиц; налог на имущество предприятий; платежи за пользование природными ресурсами; отчисления в государственные внебюджетные фонды социального назначения; акцизы; налог на добавленную стоимость; таможенные пошлины; налог с продаж; налоги с физических лиц; подоходный налог с физических лиц; налогообложение доходов от предпринимательской деятельности; декларации о доходах граждан; имущественные налоги  с физических лиц; другие налоги и сборы с юридических и физических лиц; права, обязанности  ответственность налогоплательщиков и налоговых органов; состав и структура налоговых органов; принципы организации налоговых органов; формы и методы налогового контроля в России и зарубежных странах; ответственность за совершение налоговых правонарушений; налоговые проверки, их виды; цели и методы камеральных проверок; цели и методы выездных проверок.

 

 

СД.11.

СТРАХОВАНИЕ

Сущность страхования; классификация в страховании; формы проведения страхования; юридические основы страховых отношений; нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие вопросы страхования и страховой деятельности на территории России; ведомственные акты и нормативные документы страхового надзора; основы построения страховых тарифов; состав и структура тарифной ставки; общие принципы расчета нетто- и брутто-ставки; понятие финансовой устойчивости страховщиков; доходы, расходы и прибыль страховщика; страховые резервы, их виды; обеспечение платежеспособности страховой компании; экономическая работа в страховой компании; предупредительные мероприятия и их финансирование страховой компанией; необходимость проведения инвестиционной деятельности; принципы инвестирования временно свободных средств страховщика; имущественное страхование (морское, авиационное, грузов, другое имущество юридических и физических лиц, технических рисков, строительно-монтажных рисков, имущественных интересов банков, предпринимательских рисков); страхование ответственности; страхование гражданской ответственности владельцев средств транспорта; страхование профессиональной ответственности; страхование ответственности перевозчиков; личное страхование; характеристика основных подотраслей и видов личного страхования; личное страхование как фактор социальной стабильности общества; страховой рынок России; страховая услуга; продавцы и покупатели страховых услуг; страховые посредники; современное состояние страхового рынка России; мировое страховое хозяйство, тенденции и перспективы его развития; проблемы взаимодействия российских и иностранных страховщиков.

 

 

СД.12.

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИКИ

Основы правового регулирования экономической деятельности; понятие правового регулирования экономических отношений; государственное  регулирование и управление в сфере экономики; административная ответственность; лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности; ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. Гражданское право: специфические особенности гражданско-правового регулирования; правовое положение субъектов предпринимательской деятельности; организационно-правовые формы юридических лиц; право собственности и его защита; общие положения об обязательствах и договорах; сроки и исковая давность; основные договоры в хозяйственной деятельности; правовое регулирование расчетов; защита нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров. Трудовое право: трудовой договор (контракт), порядок его заключения и основания прекращения; перевод на другую работу; обеспечение занятости высвобождаемых работников; дисциплинарная и материальная ответственность работника; порядок рассмотрения трудовых споров. Законодательство в области финансов, банков и бухгалтерского учета: характеристика финансовых правоотношений; основные институты финансового права; правовые основы финансового контроля; налоговое регулирование предпринимательской деятельности; ответственность за нарушение налогового законодательства; правовое регулирование отношений в области банковской деятельности; правовой статус Банка России; понятие кредитной организации; меры, применяемые Банком России в случае нарушения банковского законодательства; правовое регулирование валютных отношений; банковское и валютное законодательство зарубежных стран. Гражданское и торговое право зарубежных стран:  предмет и источники права, субъекты и их правовое положение, вещное право, общие положения об обязательствах и договорах; антитрестовое законодательство; законодательство о недобросовестной конкуренции, несостоятельность. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности:  особенности правового регулирования внешнеэкономической деятельности; международное частное право; источники права в сфере внешнеэкономической деятельности; материально-правовые и коллизионные нормы, субъекты внешнеэкономической деятельности, государственное регулирование иностранных инвестиций; договоры в области внешнеэкономической деятельности; рассмотрение экономических споров, осложненных иностранным элементом. Международное право: понятие международного права и его роль в международных экономических отношениях; дипломатическое и консульское право; международные организации; понятие международного экономического права; торгово-политические режимы.

 

 

 

 

СД.13.

Дисциплины специализаций

 

800

СД.Ф.

Дисциплины и курсы по выбору  студента,                             

устанавливаемые вузом (факультетом)

200

ФТД.00.

Факультативы

450

ФТД.01.

Военная подготовка

450

 

Всего часов теоретического обучения

8208

 

 

Практики

12 недель

 

         Примерный перечень рекомендуемых специализаций приведен в приложении 1.

 

5. Сроки освоения основной образовательной программы выпускника по специальности 060600 “Мировая экономика”

 

   5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки экономиста по специальности “Мировая экономика” при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе:

            - теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные, а также экзаменационные сессии - 186 недель;

 - преддипломная производственная практика - 12 недель;

             - итоговая государственная аттестация, включая  подготовку  и защиту  выпускной квалификационной работы, - не менее 12 недель;

 - каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) – не менее  50 недель.

   5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной  программы подготовки экономиста по специальности “Мировая экономика”  по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения, увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного  п 1.2. настоящего Государственного образовательного стандарта.

   5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается в количестве 54 часов в неделю, включая все его виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной  работы.

   5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной  форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

   5.5. При очно-заочной  (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее  10 часов в неделю.

   5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.

   5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

 

 

 

6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ

 ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060600 “МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА”

 

   6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки экономиста по специальности “Мировая экономика”.

   6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки экономиста по специальности “Мировая экономика” на основе настоящего Государственного образовательного  стандарта.

   Дисциплины “по выбору студента” являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

   Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых  на ее изучение.

   По всем дисциплинам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, незачтено).

   Специализации являются частью специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности; наименование специализаций утверждается и регистрируется в Учебно-методическом объединении (по представлению учебно-методического совета соответствующей специальности).

   В основных образовательных программах, имеющих в своем наименовании слова “по отраслям” или “по видам”, специфика подготовки для конкретной отрасли или вида учитывается прежде всего за счет дисциплин специализации.

   6.1.2. При разработке своей основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5 %;

        - формировать цикл гуманитарных и  социально-экономических  дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых дисциплин, приведенных в настоящем Государственном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: «Иностранный язык» (в объеме не менее 340 часов),  «Физическая культура» (в объеме не менее 408 часов), «Отечественная история»,  «Философия».  Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Занятия по дисциплине «Физическая культура» при очно-заочной (вечерней) и заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться по желанию студентов;

- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов  коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих  квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы общих гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла специальных дисциплин; содержание дисциплин указанных циклов должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и должно содействовать реализации задач их профессиональной деятельности;

- реализовывать основную образовательную программу подготовки экономиста по специальности “Мировая экономика” в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе  профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет. Обучение по сокращенной программе  допускается также для лиц, уровень образования или способности которых является для этого достаточным основанием.

            6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.

 Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью; преподаватели специальных дисциплин должны иметь ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере. Доля преподавателей, имеющих ученую степень и звание, должна быть не менее 50 %. Доля штатных преподавателей в вузе должна быть не менее 50%.

6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.

 Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна включать выполнение студентом лабораторно-практических работ по дисциплинам специализации, включая как обязательный компонент  выполнение  практических заданий на персональных компьютерах. Обязательным  требованием также являются  создание необходимой информационной базы, обеспечивающей подготовку  высококвалифицированного  специалиста, и обеспечение доступа студента к  различным сетевым источникам информации, включая Интернет.

 Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующих полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций  по всем дисциплинам  и  по всем видам занятий – практикумам, курсовому и дипломному  проектированию, практикам, а также наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными  материалами.

 Обеспеченность студентов учебной литературой, необходимой для выполнения

учебного плана подготовки специалиста, рекомендованной в программах в качестве обязательной, в целом должна соответствовать нормативу – 0,5 ед. на одного студента. Источники учебной информации должны отвечать требованиям современности. В учебном процессе должны использоваться материалы профессионально-ориентированных журналов и других периодических изданий.

 При реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста следует руководствоваться перечнем основной учебной и научной литературы, рекомендуемым УМО.

6.4. Требования  к материально-техническому обеспечению учебного  процесса.

 Высшее учебное  заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки дипломированного специалиста, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом, и соответствующей  действующим  санитарно-техническим  нормам.

   6.5. Требования  к организации практик.

 Производственные  практики в период обучения должны организовываться с целью более углубленного  изучения  отдельных специальных дисциплин  и дисциплин специализации на предприятиях производственной и финансово-банковской сфер, в научно-исследовательских учреждениях, государственных организациях и структурах, а также в компаниях и фирмах  различных форм собственности.

 Производственная преддипломная практика студента является обязательным  компонентом учебного плана. Ответственность за организацию практики несет высшее учебное заведение. Производственная преддипломная практика организуется с таким  расчетом, чтобы студент получил возможность использовать опыт, накопленный при ее прохождении, при подготовке выпускной квалификационной (дипломной) работы. Если студент совмещает учебу в вузе с работой в одной из сфер народного хозяйства, вуз имеет право разрешить прохождение практики по месту работы студента при условии, что характер работы, выполняемой студентом, соответствует профилю специализации, по которой он проходит обучение в вузе.

 Прохождение практики должно осуществляться в соответствии с учебным планом и утвержденной вузом программой практики и завершаться составлением отчета о практике и его защитой.

 

 

7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060600 “МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА”

 

7.1. Требования к профессиональной подготовленности  специалиста.

            Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п. 1.2. настоящего Государственного стандарта.

Дипломированный специалист должен:

- иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономики;

- понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе;

- понимать сущность и социальную значимость своей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной сис­теме знаний;

- знать теоретические основы и закономерности функционирования экономики, включая переходные процессы;

- знать принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений;

- знать содержание основных проблем, связанных с разработкой направлений внешнеэкономической деятельности в условиях перехода к рынку;

- владеть знаниями в области мировой экономики и международных экономических отношений, финансово-банковской деятельности, бухгалтерского учета, контроля, налогообложения, анализа хозяйственной деятельности и аудита, статистики, международного права, маркетинга и менеджмента, законодательства в сфере приобретаемой специализации, экономических основ коммерческой деятельности, экономико-математического моделирования, экономической информатики и компьютерных систем и других дисциплин по внешнеэкономической деятельности;

- уметь использовать знания по мировой экономике, международным экономическим отношениям, финансово-банковским дисциплинам в своей практической деятельности;

- уметь выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

- уметь систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать, рецензировать тексты;

- уметь использовать основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности;

- уметь разрабатывать и обосновывать варианты  эффективных хозяйственных решений;

- уметь критически оценивать  с разных сторон (производственной, мотивационной, институциональной и др.) поведения экономических агентов, тенденции развития объектов в сфере профессиональной деятельности;

- уметь использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения  экономических задач;

- уметь решать нестандартные задачи, иметь навыки прогнозирования экономических процессов в сфере денежных, финансовых и кредитных отношений;

- быть готовым к кооперации с коллегами, уметь работать в группе (команде) специалистов,   находить и принимать эффективные управленческие решения;

- владеть специальной экономической терминологией и лексикой специальности как минимум на одном иностранном языке;

-владеть навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, использовать современные образовательные технологии;

-владеть навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности;

- владеть необходимыми знаниями во внешнеторговой, валютно-кредитной и финансовых сферах как на национальном, так и на международном уровнях;

- активно владеть иностранным языком (одним или более) и использовать его в своей профессиональной деятельности.

Конкретные требования  к  специальной подготовке специалиста  устанавливаются УМО, являются едиными для всех аккредитованных и  аттестуемых учебных заведений на территории Российской Федерации  и вытекают из содержании цикла специальных дисциплин.

При разработке программ дисциплин, включаемых в учебный план, в целях исключения  дублирования, а также обеспечения целенаправленной профессиональной подготовки специалистов обязательным является согласование этих программ с выпускающими кафедрами.

Требования к подготовке  экономиста по профилю специализации вуза  устанавливаются  высшим учебным заведением, исходя из содержания дисциплин специализации.

 

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации  экономиста по

специальности “Мировая экономика”.

  7.2.1. Итоговая государственная аттестация экономиста по специальности “Мировая экономика” включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку  к решению профессиональных задач. Итоговая государственная аттестация осуществляется государственными аттестационными комиссиями, организуемыми в высших учебных заведениях  и функционирующими в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации  выпускников высших учебных заведений  в Российской Федерации.

   7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе  специалиста.

    Выпускная квалификационная работа экономиста по специальности “Мировая экономика” выполняется в соответствии с учебным планом и имеет своей целью систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических  знаний в сфере  мировой экономики и выявление умения применять полученные знания при решении  конкретных экономических, научных и производственных задач; развитие навыков ведения самостоятельной работы и применения методик исследования при решении разрабатываемых в выпускной работе  проблем и  вопросов; выявление степени подготовленности студента к самостоятельной работе в различных областях экономики России в современных условиях.

   Выпускная квалификационная работа должна представлять собой законченную разработку  актуальной экономической проблемы и обязательно включать в себя как теоретическую часть, где студент должен продемонстрировать знания основ экономической теории по разрабатываемой проблеме, так и практическую часть, в которой необходимо  показать умение использовать методы ранее изученных учебных дисциплин для решения поставленных в работе задач.

   7.2.3.   Требования к государственному экзамену.

   Государственный экзамен может проводиться в виде:

  - итогового  экзамена по отдельной дисциплине;

  - итогового  междисциплинарного экзамена по специальности.

  Итоговый экзамен по отдельной дисциплине  должен определять уровень освоения студентом  материала, предусмотренного учебной программой, и охватывать минимальное  содержание данной дисциплины, установленное Государственным образовательным стандартом.

  Итоговый экзамен по отдельной дисциплине  может проводиться до завершения  полного курса обучения по специальности.

  Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности  должен наряду с требованиями к содержанию отдельных дисциплин учитывать также  общие требования к выпускнику, предусмотренные Государственным  образовательным стандартом.

  Программы государственных экзаменов, вид и формы их проведения, а также критерии оценки знаний студентов определяются  вузами самостоятельно и утверждаются ученым советом вуза.

 

 

СОСТАВИТЕЛИ :

 

Учебно-методическое объединение по специальностям: 060400 “Финансы и кредит”, 060500 “Бухгалтерский учет, анализ и аудит”, 060600 “Мировая экономика”.

 

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании учебно-методического совета по специальности “Мировая экономика” 27.10.99 г. (протокол № 3), заседании президиума Совета УМО 10.12.99 г. (протокол № 7).

 

 

Председатель Совета УМО,                                                                         А.Г. Грязнова

ректор Финансовой академии при

Правительстве РФ, д.э.н., проф.

 

 

Зам. председателя Совета УМО,                                                                 О.В. Голосов

проректор Финансовой академии

при Правительстве РФ, д.э.н., проф.

 

О Д О Б Р Е Н О:

 

Межведомственный  научно-методический                                             

совет по экономике и управлению (25.02.2000г.)

 

 

 

С О Г Л А С О В А Н О:

 

Управление образовательных программ и

стандартов высшего и среднего

профессионального образования                                                                 Г.К. Шестаков

 

 

Начальник отдела                                                                                          Т.Э. Петрова 

гуманитарного образования

 

 

Куратор УМО                                                                                                  Е.А. Рогозинская

по образованию в области 

«Экономика и управление»

 

 


         Приложение 1.

Примерный перечень рекомендуемых специализаций:

1.         Международный бизнес

2.         Международное экономическое сотрудничество

3.         Международные валютно-кредитные и финансовые  отношения

4.         Международные финансовые отношения

5.         Международный фондовый рынок

6.         Международный рынок недвижимости

7.         Международный маркетинг

8.         Международный менеджмент

9.         Совместное предпринимательство

10.     Международная инвестиционная деятельность. Международные инвестиции

11.     Внешнеэкономическая деятельность

12.     Внешнеторговая деятельность

13.     Экономико-правовое регулирование внешнеэкономической  деятельности

14.     Внешнеэкономическая деятельность предприятий и фирм

15.     Мировые товарные рынки

16.     Международная торговля услугами

17.     Международные транспортные операции

18.     Экономика международного туризма

19.     Маркетинг и  реклама во внешнеэкономической деятельности

20.     Международная экологическая деятельность

21.     Международный информационный бизнес

22.     Международный консалтинг

23.     Страхование внешнеэкономической деятельности